процесс, соответствующий трем ступеням образования:
"Информатика"- руководитель Тулябаева Гульназ Вакилевна
Образовательные стандарты и требования
По стандартам 1 поколения занимаются 2-11 классы. Учащиеся 1 класса обучаются по стандартам 2 поколения.
Государственный стандарт начального общего образования
Начальное общее образование – первая ступень общего образования.
В
Российской Федерации начальное общее образование является обязательным и
общедоступным.Федеральный компонент государственного стандарта
начального общего образования направлен на реализацию качественно
новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной
школы и призван обеспечить выполнение следующих основных целей:
развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться;
воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру;
освоение системы знаний, умений и навыков, обеспечивающих становление ученика как субъекта разнообразных видов деятельности;
охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
сохранение и поддержка индивидуальности ребенка.
Важнейшим
приоритетом начального общего образования является формирование
общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной
мере предопределяет успешность всего последующего обучения. Выделение в
стандарте межпредметных связей способствует интеграции предметов,
предотвращению предметной разобщенности и перегрузки обучающихся.
Развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается
на приобретение ими опыта разнообразной деятельности:
учебно-познавательной, практической, социальной. Поэтому в стандарте
особое место отведено деятельностному, практическому содержанию
образования, конкретным способам деятельности, применению приобретенных
знаний и умений в реальных жизненных ситуациях. Особенностью начальной
школы является то, что дети приходят в школу с разным уровнем готовности
к обучению, неодинаковым социальным опытом, отличиями в
психофизиологическом развитии. Начальное общее образование призвано
помочь реализовать способности каждого и создать условия для
индивидуального развития ребенка. Федеральный компонент государственного
стандарта начального общего образования устанавливает следующий
перечень предметов, обязательных для изучения: Русский язык,
Литературное чтение, Иностранный язык, Математика, Окружающий мир,
Информатика и информационные технологии, Изобразительное искусство,
Музыкальное искусство, Технология, Физическая культура. Русский язык и
Литературное чтение представлены в двух вариантах: для школ с обучением
на русском (родном) языке и для школ с обучением на родном (нерусском)
языке. Иностранный язык, Информатика и информационные технологии
изучаются со 2-го класса при наличии в образовательном учреждении
необходимых условий. Информатика и информационные технологии по решению
образовательного учреждения изучается как отдельный учебный предмет или
интегрируется в другие учебные предметы. Особенностью начальной школы
является отсутствие обязательной итоговой аттестации выпускников.
Требования настоящего стандарта к уровню подготовки оканчивающих
начальную школу служат основой для организации контроля учебных
достижений обучающихся. Обучающиеся, успешно завершившие начальное общее
образование (выполняющие в полном объеме требования к уровню подготовки
оканчивающих начальную школу), продолжают обучение на ступени основного
общего образования.
Государственный стандарт основного общего образования
Основное общее образование – вторая ступень общего образования.
В
соответствии с Конституцией Российской Федерации основное общее
образование является обязательным и общедоступным. Федеральный компонент
государственного стандарта общего образования направлен на приведение
содержания образования в соответствие с возрастными особенностями
подросткового периода, когда ребенок устремлен к реальной практической
деятельности, познанию мира, самопознанию и самоопределению. Стандарт
ориентирован не только на знаниевый, но в первую очередь на
деятельностный компонент образования, что позволяет повысить мотивацию
обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности,
потребности и интересы ребенка. Специфика педагогических целей основной
школы в большей степени связана с личным развитием детей, чем с их
учебными успехами.
Федеральный компонент направлен на реализацию следующих основных целей:
формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности;
приобретение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллектив-ной), опыта познания и самопознания;
подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.
Основное общее образование – завершающая ступень обязательного образования в Российской Федерации.
Поэтому одним из базовых требований к содержанию образования на этой
ступени является достижение выпускниками уровня функциональной
грамотности, необходимой в современном обществе, как по математическому
и естественнонаучному, так и по социально-культурному направлениям.
Одной из важнейших задач основной школы является подготовка обучающихся к
осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального
пути. Условием достижения этой задачи является последовательная
индивидуализация обучения, предпрофильная подготовка на завершающем
этапе обучения в основной школе. В основной школе обучающиеся должны
научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения,
использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни,
за рамками учебного процесса.
Федеральный компонент
государственного стандарта основного общего образования устанавливает
перечень обязательных для изучения учебных предметов: Русский
язык, Литература, Иностранный язык, Математика, Информатика и
информационные технологии, История, Обществоведение (включая экономику и
право), География, Природоведение, Физика, Химия, Биология, Искусство
(Изобразительное искусство и Музыкальное искусство), Технология,
Физическая культура.
Основное
общее образование завершается обязательной итоговой государственной
аттестацией выпускников. Требования настоящего стандарта к уровню
подготовки выпускников являются основой разработки
контрольно-измерительных материалов указанной аттестации. Обучающиеся,
завершившие основное общее образование и выполнившие в полном объеме
требования к уровню подготовки выпускников основной школы, вправе
продолжить обучение на ступенях среднего (полного) общего, начального
или среднего профессионального образования.
Государственный стандарт основного общего образования
Государственный
стандарт общего образования – совокупность норм, определяющих
обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего
образования, требования к уровню подготовки выпускников (обучающихся)
всех ступеней общего образования, максимальный объем обязательной
учебной нагрузки, а также основные требования к обеспечению
образовательного процесса, в том числе к его материально-техническому,
учебно-лабораторному, информационно-методическому, кадровому обеспечению
. Государственный стандарт общего образования призван обеспечивать:
равные возможности для всех граждан в получении качественного образования;
единство образовательного пространства в Российской Федерации;
академические свободы обучающихся;
академическую мобильность обучающихся; право выбора образовательного учреждения;
защиту обучающихся от перегрузок и сохранение их психического и физического здоровья;
преемственность образовательных программ на разных ступенях общего образования;
социальную и профессиональную защищенность обучающихся и педагогов;
право
граждан на получение полной и достоверной информации о государственных
нормах и требованиях к содержанию общего образования;
основы для
расчета нормативов бюджетного финансирования общего образования для
разграничения финансируемых из бюджета и платных (для потребителя)
образовательных услуг в сфере общего образования, а также для
определения условий образовательного процесса в организациях,
реализующих государственный стандарт общего образования на основании
лицензии.
Государство
гарантирует общедоступность и бесплатность общего образования в
образовательных учреждениях в пределах, определяемых государственным
стандартом общего образования.
Государственный стандарт общего образования является основой:
-
разработки федерального базисного учебного плана, образовательных
программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего
образования, учебных планов общеобразовательных учреждений;
- объективной оценки уровня подготовки выпускников образовательных учреждений;
- объективной оценки деятельности образовательных учреждений;
- установления эквивалентности (нострификации) документов об общем образовании на территории Российской Федерации;
- определения объемов бюджетного финансирования образовательных услуг, предоставление которых гражданам на безвозмездной и безвозвратной основах гарантируется государством на всей территории Российской Федерации;
- установления федеральных требований к оснащению образовательного процесса, оборудованию учебных помещений образовательных учреждений. Государственный стандарт общего образования включает три компонента:
федеральный компонент – устанавливается Российской Федерацией;
региональный (национально-региональный) компонент – устанавливается субъектом Российской Федерации;
компонент образовательного учреждения – самостоятельно устанавливается образовательным учреждением.
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования разработан с учетом основных направлений
модернизации общего образования. В том числе:
переход к 4-летнему начальному образованию;
введение профильного обучения на старшей ступени школы;
нормализация учебной нагрузки учащихся;
устранение перегрузок, подрывающих их физическое и психическое здоровье;
соответствие
содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся,
их особенностям и возможностям на каждой ступени образования;
личностная ориентация содержания образования;
деятельностный
характер образования, направленность содержания образования на
формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов
учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой
деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности;
усиление
воспитательного потенциала и социально-гуманитарной направленности
содержания образования, способствующего утверждению ценностей
гражданского общества и правового демократического государства,
становлению личности ученика;
формирование ключевых компетенций.
–
готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы
деятельности в реальной жизни для решения практических задач;
обеспечение
вариативности и свободы выбора в образовании для субъектов
образовательного процесса (учащихся и их родителей, педагогов и
образовательных учреждений);
усиление роли дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию учащихся,
–
экономики, истории, права, литературы, русского, родного и иностранного
языков, улучшение профессиональной ориентации и трудового обучения;
обеспечение всеобщей компьютерной грамотности;
повышение удельного веса и качества занятий физической культурой и т.д.
В
соответствии с указанными целями и направлениями модернизации
образования внесены следующие основные изменения в содержание отдельных
учебных предметов :
Русский и Иностранный языки – существенное изменение концепции обучения с ориентацией на речевое развитие и формирование коммуникативной компетентности. Значительно увеличен удельный вес предметов: введено обязательное изучение Русского языка в старшей школе и Иностранного языка со 2-го класса начальной школы.
Литература – значительно усилена духовно-нравственная и эстетическая функции предмета, существенно обновлен перечень изучаемых литературных произведений.
Математика – впервые введены элементы теории вероятности и статистики.
Информатика и информационные технологии – учебный предмет, органически соединяющий теоретические и прикладные аспекты, обеспечивающий всеобщую компьютерную грамотность, введен для изучения со 2 класса начальной школы.
Естествознание – усилена прикладная, практическая направленность всех учебных предметов данной образовательной области (Физика, Химия, Биология). На базовом уровне старшей школы в качестве варианта изучения предложен интегративный курс Естествознание.
Биология – значительно расширено содержание раздела «Человек» (проблемы физического и психического здоровья, здорового образа жизни, экологической грамотности).
География – реализована новая концепция содержания географического образования с переходом от раздельного изучения физической и социально-экономической географии к интегрированному курсу.
История – полнее раскрываются историко-культурные аспекты, роль человеческого фактора, цивилизационная составляющая исторического процесса.
Обществоведение – впервые его изучение становится непрерывным на протяжении всего школьного образования; одновременно на базовом и профильном уровнях старшей школы вводятся самостоятельные учебные курсы Экономика и Право.
Искусство – увеличен удельный вес данной образовательной области, предусматривается ее обязательное изучение в 9 классе, и по выбору – в старшей школе.
Впервые на всех ступенях обучения выделены общеучебные умения, навыки и способы деятельности, что содействует как целостному представлению содержания школьного образования, так и деятельностному его освоению.
Требования к уровню подготовки выпускников
Требования к уровню подготовки выпускников (далее – требования) – установленные стандартом результаты освоения выпускниками обязательного минимума федерального компонента государственного стандарта общего образования, необходимые для получения государственного документа о достигнутом уровне общего образования.
Требования разработаны в соответствии с обязательным минимумом, преемственны по ступеням общего образования и учебным предметам.
Требования задаются в деятельностной форме (что в результате изучения данного учебного предмета учащиеся должны знать, уметь, использовать в практической деятельности и повседневной жизни).
Требования служат основой разработки контрольно-измерительных материалов для государственной аттестации выпускников образовательных учреждений, реализующих программы основного общего и среднего (полного) общего образования.
Образовательное учреждение обязано ознакомить обучающихся, их родителей (иных законных представителей) с содержанием реализуемых основных образовательных программ общего образования, в том числе с содержанием образовательных про-грамм, превышающих требования федерального компонента государственного стандарта общего образования. Государственный контроль за исполнением федерального компонента государственного стандарта общего образования является обязательным и осуществляется форме:
государственной (итоговой) аттестации выпускников образовательных учреждений, реализующих программы основного общего и среднего (полного) общего образования;
аттестации и аккредитации образовательных учреждений, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.
Образовательные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования, имеющие государственную аккредитацию, не вправе предъявлять требования к уровню подготовки абитуриентов, выходящие за рамки федерального компонента государственного стандарта общего образования.